Библиотека русской поэзии
На главную

Валерий Брюсов

Валерий Брюсов. Стихи

Брюсов, Валерий Яковлевич (13 декабря 1873 - 9 октября 1924)

Поэт Владислав Ходасевич однажды сказал о Валерии Брюсове: «Он считал себя капитаном литературного корабля».

Брюсов считается одним из основоположников русского символизма. Он был поэтом, писателем, ученым, полиглотом и издателем.

Максим Горький называл Брюсова «самым изысканным интеллектуалом» среди всех русских писателей своего времени. Брюсов был лидером русского символизма во время культурного возрождения, известного как Серебряный век, наряду с такими авторами, как Константин Бальмонт, Александр Блок, Вячеслав Иванов, Андрей Белый, Дмитрий Мережковский и другими. Сборник поэзии Брюсова «Венок» является одним из самых высоких достижений в русской литературе.

Ранние годы

Брюсов родился в Москве. Его дед, Александр Бакулин, был поэтом, а отец, Яков Брюсов, богатый купец, который также публиковал свои стихи и рассказы. Молодой Брюсов вырос в трехъязычной окружающей среде. Он говорил на французском, немецком, и, конечно, русском. Получил отличное частное образование. С 1885 по 1893 год он учился в частной гимназии, участвовал в нескольких школьных пьесах. В то время у Брюсова были романтические отношения с молодой и красивой женщиной, Еленой Красковой. Ее внезапная смерть в 1893 году оставила эмоциональную травму, и Брюсов пытался найти лекарство в письменной форме. В 1893 году он написал свою первую драму «Декаденты. (Конец столетия)». В то же время, в письме к Полю Верлену, французскому представителю символизма, Брюсов называет себя основателем символизма в России. Символизм был в конце 19-го века направлением французского и бельгийского происхождения в поэзии и других видах искусства. Ярлык "символист" ввел критик Жан Мореас, который придумал его, чтобы отличать символистов от представителей декадентского движения в литературе и искусстве. Символисты считали, что искусство должно стремиться захватить абсолютные истины, что может быть достигнуто только косвенно. Таким образом, они писали в метафорической форме, наделяя изображения или предметы символическими значениями.

Движение символистов

Брюсов был в течение многих лет лидером движения символистов. Символисты увидели искусство как способ приблизиться к высшей реальности. Писатель также сыграл важную роль по внедрению западных работ в Россию через его переводы Шарля Бодлера. Он также редактировал важный символистический журнал «Весы», который был составлен по образцу французского издания, и представлял работы русских писателей наряду с европейскими символистами. В 1892 году были опубликованы три сборника стихов под названием «Русские символисты». Отвергая позитивизм и материализм, а также классический подход к литературе, Брюсов последовал примеру своих западных коллег. Он экспериментировал с литературной формой и ценил в работах интуицию и музыкальность.

В 1892-1899 Брюсов изучал историю и литературу в Московском университете. После окончания в 1899 году вступил в Московское литературно-художественное общество, которое было центром новых стилей и тенденций, появившихся на рубеже 20-го века. Брюсов сам испробовал разнообразные стили в своих многочисленных стихах, но его лучшие достижения можно отнести только к символизму. Его поэзия варьировалась от сложных чувственных работ до мифологии и легенд.

«Огненный ангел»

Вероятно, самая известная работа Брюсова — роман «Огненный ангел» (1908). Он был опубликован в журнале «Весы» под названием «Огненный ангел, или Правдивая повесть». Действия в романе происходят в 16 веке в Германии. В нем рассказывается история дьявола, который появляется в маскировке перед девушкой и соблазняет ее на совершение различных грехов. Данная публикация в журнале вызвала большой интерес и вскоре была переведена на иностранные языки. Замечательные навыки и эрудиция Брюсова позволила ему идеально изобразить мрачную эпоху инквизиции. Работа была сделана настолько профессионально, что немецкие литературные критики не верили, что автор был их русским современником.

Эта мрачная чувственная книга имеет истоки из реальной жизни — это любовный треугольник между Брюсовым, Ниной Петровской и Андреем Белым. Она была адаптирована в одноименной опере Сергея Прокофьева в 1927 году.

Вдохновение

После того как вышла книга стихов Брюсова под названием «Городу и миру» в 1903 году, поэт Александр Блок писал: «Книга дразнит, заманивает и захватывает. Я буду читать ее на протяжении длительного времени, и я счастлив, что не прочитал ее еще до конца».

Брюсов находил вдохновение в произведениях римського поэта Вергилия и Василия Жуковского, русского поэта первой половины 19 века. Но, главным вдохновителем был Александр Пушкин. Брюсов был автором восьмидесяти двух статей о Пушкине.

Удовольствие от литературы

В 1899 году Сергей Поляков предложил Брюсову участвовать в создании издательства Скорпион. В дополнение к публикации работ ведущих символистов, издательство Скорпион в 1904 году спонсировало литературный журнал «Весы». К 1906 году Брюсов становится все более критическим к поэтам и писателям, которые предаются чрезмерным «мистическим анархизмом». Среди них – вторая волна символистов, особенно тех, которые работали с журналом «Золотое руно».

Метафорический язык Брюсова стал еще острее и более страстный. Он назвал себя «рабом буржуазной культуры». В таких стихотворениях, как «Каменщик», «Умирающий костер» и в его книге прозы «Земная ось», Брюсов изобразил различные пути выхода из ловушки цивилизации, от возвращения к природе и органическом образе жизни до прохождения через революционные изменения декадентского общества.

В реальной жизни Брюсов стал военным корреспондентом во время Второй мировой войны. Он стал свидетелем жестокой реальности войны и смертей, Брюсов перенес нервный срыв. Его роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание Машин» и «Мятеж Машин» показывают его уход из иллюзорного мира чистого символизма.

В 1910-х годах Брюсов продолжал работать во всех сферах художественной культуры, писал пьесы и романы, брал участие в литературной критике и поэтических дискуссиях с футуристами. В 1913 году Брюсов написал книгу стихов под псевдонимом Нелли, повествующую об иронической истории жизни поэта. Ироническая мистификация была встречена с ужасом и насмешками со стороны футуристов.

Революционер

Брюсов был активным сторонником Октябрьской революции 1917 года. Он считал ее событием, которое кардинально изменит историю. Брюсов стал членом Коммунистической партии в 1920 году и принимал активное участие в Народном комиссариате по делам образования, выступал в качестве главы издательского и библиотечного подразделения. Он был главой публичных библиотек Москвы. С 1919 по 1921 год был председателем Союза поэтов, в 1921 году стал директором Московского института литературы и искусства, и занимал эту должность до самой смерти. Брюсов отредактировал первое издание БСЭ. Он сделал окончательные переводы произведений Эдгара Аллана По, Эмиля Верхарна, Мориса Метерлинка, Поля Верлена, Ромена Роллана, Виктора Гюго, лорда Джорджа Байрона и Оскара Уайльда. Брюсов также сделал полный перевод «Фауста» Иоганна Гете и «Энеиды» Вергилия. Эти работы являются одними из самых высоких достижений в литературном переводе.

Армянская поэзия

Брюсов также показал красоту армянской поэзии в своих многочисленных переводах. Он опубликовал всеобъемлющую книгу "Поэзия Армении", фундаментальную коллекцию армянской поэзии. За перевод на русский язык армянского народного эпоса «Давид Сасунский», изображающего армянского национального героя, Брюсов был удостоен звания народного поэта Армении в 1923 году. Лингвистический Ереванский государственный университет назван именем Валерия Брюсова. Брюсов сыграл значительную роль в популяризации армянской поэзии во время страшных испытаний 1915 года, когда армяне были на грани уничтожения из-за преднамеренного и систематического уничтожения (геноцида) армянского населения в Османской империи во время и сразу после Первой мировой войны.

Советская действительность и поэт-анархист

Валерий Брюсов, в конце концов, пришел к разочарованию в советской действительности, ставши свидетелем быстрой деградации культуры под коммунистическим правлением. С 1900-х годов Брюсов негативно относился к Ленину и писал, что Октябрьская революция вызывает разрушение, но не для создания лучшего мира; в ответ Ленин назвал Брюсова поэтом-анархистом. В 1920-1924 годах, когда многие его друзья эмигрировали, Брюсов писал, что он разрывался между наивными надеждами на справедливую революцию, и русской революцией, которая привела к ужасным потерям и разрушениям, но не сдержала обещания о социальной справедливости и свободе. Разворачивающаяся драма тоталитарной диктатуры и суровая реальность коммунизма привела Брюсова к депрессиям и серьезной болезни. Он умер из-за пневмонии в возрасте 50 лет в своей московской квартире и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Стихотворения Валерия Брюсова



1893
Беспощадною орбитой…
Это было? Неужели?…
Мрачной повиликой…
Мы встретились с нею случайно…
Осеннее чувство
Полутемное окошко…
Самоуверенность
Слезами блестящие глазки…
Вечером перед церковью
В тиши задремавшего парка…
Уныние
Заветный сон
Змеи
Звездное небо бесстрастное…
Звезды тихонько шептались…
Звезды закрыли ресницы…

1894
Анатолий
Беглец
Господи! Господи!..
Идеал
Из письма
Колумб
Мечта
Мечты о померкшем
На журчащей Годавери
Нет мне в молитве отрады...
Облегчи нам страдания, боже!..
Она в густой траве запряталась ничком…
Осенний день
Отверженный герой
Предчувствие
Рисунок тушью
Терцины
Тонкой, но частою сеткой…
В прошлом
В саду
Записка самоубийцы
Жрец

1895
Белые клавиши
Черные тени узорной решетки…
Давно ли в моем непокорном уме...
Глупое сердце, о чем же печалиться!..
Хорошо одному у окна!..
Il Bacio
Измена
К монахине
К моей Миньоне
Когда былые дни я вижу сквозь туман…
Кончено! кончено! Я побежден…
Летучая мышь
Львица среди развалин
Мечты, как лентами, словами…
Мне снилось: мертвенно-бессильный...
Моя мечта
Мучительный дар
На острове Пасхи
Ночью
Одна
Опять сон
Ожидание
Первый снег
Поцелуи
Подруги
После грез
После ночи бессонной…
Позвать ко мне на крестины...
Пурпур бледнеющих губ
Раздумье знахаря-заклинателя
Скала к скале; безмолвие пустыни;…
С кометы
Сонет к форме
Сонет к мечте
Свиваются бледные тени...
Сумасшедший
Тени
Три свидания
Творчество
Туманные ночи
В будущем
В камышах
В магическом саду
В ночной полумгле
Во мгле
Все кончено…
В старом Париже
Встреча после разлуки
В вертепе
Ученый
Умереть, умереть, умереть!..
Утренняя звезда

1896
Ангел бледный
Четкие линии гор...
Это было безумие грезы…
Это матовым вечером мая…
Эту ночь я дышал тишиной…
Годы молчания
Холод ночи; смерзлись лужи...
И ночи и дни примелькались…
И он взглянул, и ты уснула, и он ушел, и умер день…
и, покинув людей, я ушел в тишину...
И снопа дрожат они, грезы бессильные…
И снова бредешь ты в толпе неизменной…
И в ужасе я оглянулся назад…
Юному поэту
Из бездны ужасов и слез…
Как царство белого снега...
Мерный шум колес…
Месяц бледный, словно облако…
Меж скал разбитых…
Мгновение
Мы бродили, вдвоем и печальны…
Мы ехали долго, без цели, куда-то…
На бульваре
Не плачь и не думай...
О, плачьте, о, плачьте…
Отреченье
Отреченного веселья…
Побледневшие звезды дрожали…
Почему я только мальчик…
По поводу Chefs d'Oeuvre
Последний день...
Последние думы…
Последние слова
Позор
Продажная
Прохлада утренней весны…
Рассвет
Сквозь туман таинственный…
Софии С., подарившей мне лепесток розы
Сон пророческий
Стаял снег… земля, каменья…
Сумрак за черным окном…
Тайны мрака побледнели…
Туман
В час, когда гений вечерней прохлады…
Вечер
Весна
Ветви
В лабиринте аллей…
В трауре
Я действительности нашей не вижу...
Я помню вечер, бледно-скромный…
…я вернулся на яркую землю…
Есть что-то позорное в мощи природы...
Звон отдаленный, пасхальный…

1897
Ассаргадон
Еще надеяться - безумие...
О, когда бы я назвал своею…
Перед темной завесой
По поводу Me eum esse
Поезд врывается в древние скалы…

1898
Амалтея
Числа
Данте
Халдейский пастух
Кассандра
Краски
Моисей
Ни красок, ни лучей, ни аромата…
Обязательства
Разоренный Киев
Психея
Сказание о разбойнике
Я бы умер с тайной радостью…
Я люблю большие дома...
Я знаю беглость Ночи и Зимы...

1899
Александр Великий
Братьям соблазненным
Цирцея
Клеопатра
Мы
Мы к ярким краскам не привыкли...
О последнем рязанском князе Иване Ивановиче
Скифы
С неустанными молитвами...
Строгое звено
В дни запустении
Я
Я прежде боролся, скорбел…
Женщине

1900
Данте в Венеции
Давно ушел я в мир, где думы…
К. Д. Бальмонту
К портрету М. Ю. Лермонтова
К самому себе
Ламия
Мой разум! ты стенами строгими...
Отрады
Раб
Ребенком я, не зная страху...
Русские символисты
Старый викинг
Возвращение
Я имени тебе не знаю...
Жрец Изиды
Зимние дымы

1901
Братья бездомные
Фабричная
Хмель исступленья
Каменщик
Мальчик
Мечтание
Наполеон
Побег
Помпеянка
По улицам узким, и в шуме, и ночью, в театрах...
Работа
Сонет
Терцины к спискам книг
Вот брошен я какой-то силой...
У себя
3. Н. Гиппиус

1902
Дивный генуэзец! как нам стали понятны...
Искатель
Вечно вольный, вечно юный...
L’ennui de vivre
Лестница
На скачках
Навет Illa in alvo
Нить Ариадны
Ночь
Последнее желанье
С каждым шагом всё суровей...
Спит вагон, мерцает газ…
Венеция
В ответ
Я много лгал и лицемерил...
У земли

1903
Блудный сын
Камни, полдень, пыль и молот...
Кинжал
Конь блед
Мир
Младшим
Париж
В Дамаск
В раю
Вячеславу Иванову

1904
Фонарики
Гребцы триремы
К согражданам
Медея
Орфей и аргонавты
Приветствие
Слава толпе
Тезей Ариадне
В полдень

1905
Ахиллес у алтаря
Антоний
Близким
Цепи
Цусима
Довольным
Духи огня
Грядущие гунны
Юлий Цезарь
Из песен Мальдуна
К народу
К счастливым
Лик Медузы
Меня, искавшего безумий...
На площади, полной смятеньем...
Одному из братьев
Паломникам свободы
Ранняя осень
Ужель доселе не довольно?..
Желтым шелком, желтым шелком...
Знакомая песнь

1906
Холод
Хвала человеку
К Медному всаднику
Монах
Начинающему
Сумерки
Вечерний прилив

1907
Дух земли
Флореаль 3 года
Городу
Поэту
Сеятель
Служителю муз
Век за веком
Встреча
Усталость

1908
Дедал и Икар
Энеи
Кому-то
На форуме
Наш демон
Опять в Венеции
Сходные решения

1909
В моей стране
Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной...
Зерно

1910
К финскому народу
Не так же ль годы, годы прежде...
По меже

1911
Идут года. Но с прежней страстью...
К моей стране
Поэт - музе
Покорность
Родной язык
Смерть Александра
Снова, с тайной благодарностью...
Веселый зов весенней зелени...
В ответ тому, кто предложил мне выбор
В полях забытые усадьбы...
Я жить хочу! хочу печали...
Египетский раб

1912
Летом 1912 года
Памятник
Певцу слова
Портрет
При электричестве
Признание
Sed non satiatus
Земле

1913
Баллада воспоминаний
Гарибальди
Иматра
Когда я, юношей, в твоих стихах мятежных...
Опять мой посох приготовлен...
Сын земли
Три кумира
Я в море не искал таинственных Утопий...
Единоборство

1914
Больше никогда
Детские упования
Эллису
Юношам
Круги на воде
На лыжах
Орел двуглавый
Польше
Последняя война
Последний путь
Старый вопрос
Всхождение
Западный фронт

1915
К Армении
К стальным птицам
Любимые мелочи
Польша есть
В цыганском таборе
В моей душе, как в глубях океана...
Я устал от светов электрических...
Завет Святослава

1916
Афинский поденщик говорит
К армянам
К Петрограду
Мое упорство
Тайна деда

1917
Библиотеки
Максиму Горькому в июле 1917 года
О себе самом
Освобожденная Россия
Парус и чайка
Пока есть небо
Последние поэты
Потоп
Единое счастье - работа...
Революция
Тридцатый месяц
В мартовские дни
Зов автомобиля

1918
Библия
Краткий дифирамб
Мировой кинематограф
Над призраками и действительностью...
Народные вожди! вы - вал, взметенный бурей...
О, фетовский, душе знакомый стих...
Пророчества весны
Слепой циклон, опустошив...
В горнем свете
Я - междумирок. Равен первым...
Ученик Орфея

1919
Что день, то сердце все усталей...
Инвектива
Пора! Склоняю взор усталый...
Только русский
Труд
Великое вблизи неуловимо...
Я доживаю полстолетья...

1920
А. В. Луначарскому
Будь мрамором
К русской революции
Мятеж
Нам проба
Не довольно ль вы прошлое нежили...
Октябрь 1917 года
Парки в Москве
Пусть вечно милы посевы, скаты...
Романтикам
России
Третья осень
В первый раз
В такие дни
Я вырастал в глухое время...

1921
Грядущий гимн
Груз
Одно лишь
Оклики
Серп и молот
Смотреть в былое
Советская Москва

1922
Будущее
Хвала зрению
Красное знамя
Мир электрона
Молодость мира
Над картой Европы 1922 г.
Новый синтаксис
Принцип относительности
Стихи о голоде
Загадка сфинкса

1923
Два крыла
Мысленно, да!
Не память
Пятьдесят лет
Развертывается скатерть, как в рассказе о Савле...
Штурм неба
Вариации, на тему Медного всадника
У Кремля

1924
Dolce far niente
Как листья в осень
Ленин
Магистраль
После смерти В. И. Ленина
Зсфср