Андрей Белый

Белый Андрей (26 октября 1880 - 8 января 1934)
Один из самых выдающихся деятелей русского символизма, Андрей Белый, был действительно представителем своей собственной эпохи, воплощая ее в свою жизнь и искусство.
Андрей Белый (настоящее имя — Борис Бугаев) родился в 1880 году в Москве в благородной интеллектуальной семье известного математика. Его отец, Николай Бугаев был профессором Московского университета, декан кафедры естественных наук, основатель московской математической школы. Будучи приверженцем математики, естественных наук и философии позитивизма, отец писал глубокие эссе о геометрии и анализе. Напротив, мать Белого, Александра Дмитриевна имела иррациональное влечение к искусству, презирая профессиональную деятельность мужа и его некрасивую внешность. Многие биографы Белого отмечали, что несовместимость личностей его родителей оказала негативное влияние на психику мальчика. Напряженная атмосфера в детстве частично вдохновила Белого на написание автобиографических романов «Котик Летаев» (1914) и «Крещеный китаец» (1927).
Будучи ребенком, Белый получил прекрасное домашнее образование, а потом учился в хорошо известной частной гимназии Поливанова в 1891-1899 годах. Его таланты дали о себе знать во времена обучения философии и литературы. Одно из самых влиятельных событий в жизни Белого произошло, когда ему было пятнадцать: он был представлен семье Михаила Соловьева, младшего брата известного философа и поэта Владимира Соловьева. В этом доме Белого вовлекли в различные дискуссии об искусстве и философии с разными людьми. Эти встречи писатель потом описывал как «заседания Флорентийской академии». Михаил также предложил псевдоним — Андрей Белый.
Несмотря на свою очевидную заинтересованность в литературном и культурном обучении, Белый (скорее всего, в результате влияния отца) окончил Московский университет в 1903 году со степенью в области естественных наук. В следующем году он поступил на историко-филологический факультет, но бросил его через год, решив полностью посвятить себя писательской деятельности. За эти годы, наряду с изучением работ Чарльза Дарвина и философии позитивизма, Белый был увлечен теософией и оккультизмом, наряду с религиозной поэзией Владимира Соловьева и философией Ницше.
Его карьера писателя началась с публикации второй «Симфонии», драматической, в 1902 году. Под глубоким влиянием концепции Владимира Соловьева о «всеединстве», «Симфония» была направлена на создание синтеза музыки и слова, применяя законы музыки к литературному произведению и использованию системы лейтмотивов, также известной, как ритмизация прозы.
На протяжении 1901-1903 Белый стал членом московской группы символистов, в состав которой входили также Брюсов и Бальмонт, а называлась она «Аргонавты». Он был одним из главных организаторов литературного клуба, проповедуя принципы символизма как религии. Его сборник стихов «Золото в лазури» (1904) также был опубликован в этот период. Это был результат глубокого изучения цикличности времени Белым, и включал в себя несколько стихотворений на основе греческих мифов.
Революционный 1905 год оказал существенное влияние на взгляды Белого, изменил его философскую ориентацию от религиозного подтекста Соловьева к социальным тенденциям неокантианского мировоззрения.
Драматические и неразделимые любовные отношения с женой Александра Блока, Любовью Менделеевой привели Белого к олицетворению ее как образа «Софии» Соловьева (высшей божественной мудрости в женском облике). Любовь Белого к Менделеевой привела к длительной напряженности в отношениях между ним и Блоком, они бросали вызов на дуэль друг другу несколько раз.
Следующие два года Белый работал публицистом и неутомимым проповедником символизма. Были опубликованы три тома критических статей, в том числе «Символизм»(1910), «Зеленый Луг»(1910) и «Арабески»(1911). Одной из самых значительных работ того времени был роман «Серебряный Голубь»(1910), повесть о молодом поэте, который покидает город чтобы присоединиться к религиозной группе, которая позднее была убита сектантами.
В этот период Белый начал отношения с Асей Тургеневой, в 1910-1912 годах они вместе отправились через Сицилию, Тунис, Египет и Палестину.
Главным шедевром Андрея считается роман «Петербург», который был опубликован в 1913 году. Позже, на Белого составило впечатление религиозная философия Рудольфа Штайнера во время его визита в Швейцарию в 1914 году, он стал другом Рудольфа. В том же году он даже участвовал в строительстве знаменитого антропософского храма Штайнера. Там был написан «Котик Летаев» — автобиографический рассказ о детстве, полный антропософского мистицизма.
Во время Первой мировой войны Белый вернулся в Россию, оставив Асю Тургеневу в Швейцарии. Его отношение к революции 1917 года не было отрицательным, так как он считал ее возможным способом избежать глобальной катастрофы, но за нее он также не выступал. В послереволюционные годы читал лекции по литературе и философии молодым писателям «Пролеткульта». В этот период он написал свое эссе «Революция и культура» (1917) и поэму «Христос воскрес» (1918).
В 1921 году Белый уехал в Европу, но не к его прежней жизни там. В 1922 году опубликовал «Воспоминания о Блоке».
Белый вернулся в Россию в 1923 году, где женился на Клавдии Васильевой и работал над своей трилогией «Москва»: «Московский чудак» (1926), «Москва под ударом» (1926) и «Маски» (1931).
Белый посвятил свои последние годы написанию мемуаров («На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций»(1934)). Он также продолжал свои литературные исследования и опубликовал «Ритм как диалектика и „Медный всадник“» и «Мастерство Гоголя»(1934).
Андрей Белый умер 8 января 1934 года. Его квартира на Арбате, 55, в Москве стала публичным музеем в 2000 году.
Стихотворения Андрея Белого
1900
1901
1902
1903
1904
1905
1906
1907
1908
1909
1910
1914
1916
1917
1918
1920
1921
1922
1924