Валерий Брюсов
Брюсов, Валерий Яковлевич (13 декабря 1873 - 9 октября 1924)
Поэт Владислав Ходасевич однажды сказал о Валерии Брюсове: «Он считал себя капитаном литературного корабля».
Брюсов считается одним из основоположников русского символизма. Он был поэтом, писателем, ученым, полиглотом и издателем.
Максим Горький называл Брюсова «самым изысканным интеллектуалом» среди всех русских писателей своего времени. Брюсов был лидером русского символизма во время культурного возрождения, известного как Серебряный век, наряду с такими авторами, как Константин Бальмонт, Александр Блок, Вячеслав Иванов, Андрей Белый, Дмитрий Мережковский и другими. Сборник поэзии Брюсова «Венок» является одним из самых высоких достижений в русской литературе.
Ранние годы
Брюсов родился в Москве. Его дед, Александр Бакулин, был поэтом, а отец, Яков Брюсов, богатый купец, который также публиковал свои стихи и рассказы. Молодой Брюсов вырос в трехъязычной окружающей среде. Он говорил на французском, немецком, и, конечно, русском. Получил отличное частное образование. С 1885 по 1893 год он учился в частной гимназии, участвовал в нескольких школьных пьесах. В то время у Брюсова были романтические отношения с молодой и красивой женщиной, Еленой Красковой. Ее внезапная смерть в 1893 году оставила эмоциональную травму, и Брюсов пытался найти лекарство в письменной форме. В 1893 году он написал свою первую драму «Декаденты. (Конец столетия)». В то же время, в письме к Полю Верлену, французскому представителю символизма, Брюсов называет себя основателем символизма в России. Символизм был в конце 19-го века направлением французского и бельгийского происхождения в поэзии и других видах искусства. Ярлык "символист" ввел критик Жан Мореас, который придумал его, чтобы отличать символистов от представителей декадентского движения в литературе и искусстве. Символисты считали, что искусство должно стремиться захватить абсолютные истины, что может быть достигнуто только косвенно. Таким образом, они писали в метафорической форме, наделяя изображения или предметы символическими значениями.
Движение символистов
Брюсов был в течение многих лет лидером движения символистов. Символисты увидели искусство как способ приблизиться к высшей реальности. Писатель также сыграл важную роль по внедрению западных работ в Россию через его переводы Шарля Бодлера. Он также редактировал важный символистический журнал «Весы», который был составлен по образцу французского издания, и представлял работы русских писателей наряду с европейскими символистами. В 1892 году были опубликованы три сборника стихов под названием «Русские символисты». Отвергая позитивизм и материализм, а также классический подход к литературе, Брюсов последовал примеру своих западных коллег. Он экспериментировал с литературной формой и ценил в работах интуицию и музыкальность.
В 1892-1899 Брюсов изучал историю и литературу в Московском университете. После окончания в 1899 году вступил в Московское литературно-художественное общество, которое было центром новых стилей и тенденций, появившихся на рубеже 20-го века. Брюсов сам испробовал разнообразные стили в своих многочисленных стихах, но его лучшие достижения можно отнести только к символизму. Его поэзия варьировалась от сложных чувственных работ до мифологии и легенд.
«Огненный ангел»
Вероятно, самая известная работа Брюсова — роман «Огненный ангел» (1908). Он был опубликован в журнале «Весы» под названием «Огненный ангел, или Правдивая повесть». Действия в романе происходят в 16 веке в Германии. В нем рассказывается история дьявола, который появляется в маскировке перед девушкой и соблазняет ее на совершение различных грехов. Данная публикация в журнале вызвала большой интерес и вскоре была переведена на иностранные языки. Замечательные навыки и эрудиция Брюсова позволила ему идеально изобразить мрачную эпоху инквизиции. Работа была сделана настолько профессионально, что немецкие литературные критики не верили, что автор был их русским современником.
Эта мрачная чувственная книга имеет истоки из реальной жизни — это любовный треугольник между Брюсовым, Ниной Петровской и Андреем Белым. Она была адаптирована в одноименной опере Сергея Прокофьева в 1927 году.
Вдохновение
После того как вышла книга стихов Брюсова под названием «Городу и миру» в 1903 году, поэт Александр Блок писал: «Книга дразнит, заманивает и захватывает. Я буду читать ее на протяжении длительного времени, и я счастлив, что не прочитал ее еще до конца».
Брюсов находил вдохновение в произведениях римського поэта Вергилия и Василия Жуковского, русского поэта первой половины 19 века. Но, главным вдохновителем был Александр Пушкин. Брюсов был автором восьмидесяти двух статей о Пушкине.
Удовольствие от литературы
В 1899 году Сергей Поляков предложил Брюсову участвовать в создании издательства Скорпион. В дополнение к публикации работ ведущих символистов, издательство Скорпион в 1904 году спонсировало литературный журнал «Весы». К 1906 году Брюсов становится все более критическим к поэтам и писателям, которые предаются чрезмерным «мистическим анархизмом». Среди них – вторая волна символистов, особенно тех, которые работали с журналом «Золотое руно».
Метафорический язык Брюсова стал еще острее и более страстный. Он назвал себя «рабом буржуазной культуры». В таких стихотворениях, как «Каменщик», «Умирающий костер» и в его книге прозы «Земная ось», Брюсов изобразил различные пути выхода из ловушки цивилизации, от возвращения к природе и органическом образе жизни до прохождения через революционные изменения декадентского общества.
В реальной жизни Брюсов стал военным корреспондентом во время Второй мировой войны. Он стал свидетелем жестокой реальности войны и смертей, Брюсов перенес нервный срыв. Его роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание Машин» и «Мятеж Машин» показывают его уход из иллюзорного мира чистого символизма.
В 1910-х годах Брюсов продолжал работать во всех сферах художественной культуры, писал пьесы и романы, брал участие в литературной критике и поэтических дискуссиях с футуристами. В 1913 году Брюсов написал книгу стихов под псевдонимом Нелли, повествующую об иронической истории жизни поэта. Ироническая мистификация была встречена с ужасом и насмешками со стороны футуристов.
Революционер
Брюсов был активным сторонником Октябрьской революции 1917 года. Он считал ее событием, которое кардинально изменит историю. Брюсов стал членом Коммунистической партии в 1920 году и принимал активное участие в Народном комиссариате по делам образования, выступал в качестве главы издательского и библиотечного подразделения. Он был главой публичных библиотек Москвы. С 1919 по 1921 год был председателем Союза поэтов, в 1921 году стал директором Московского института литературы и искусства, и занимал эту должность до самой смерти. Брюсов отредактировал первое издание БСЭ. Он сделал окончательные переводы произведений Эдгара Аллана По, Эмиля Верхарна, Мориса Метерлинка, Поля Верлена, Ромена Роллана, Виктора Гюго, лорда Джорджа Байрона и Оскара Уайльда. Брюсов также сделал полный перевод «Фауста» Иоганна Гете и «Энеиды» Вергилия. Эти работы являются одними из самых высоких достижений в литературном переводе.
Армянская поэзия
Брюсов также показал красоту армянской поэзии в своих многочисленных переводах. Он опубликовал всеобъемлющую книгу "Поэзия Армении", фундаментальную коллекцию армянской поэзии. За перевод на русский язык армянского народного эпоса «Давид Сасунский», изображающего армянского национального героя, Брюсов был удостоен звания народного поэта Армении в 1923 году. Лингвистический Ереванский государственный университет назван именем Валерия Брюсова. Брюсов сыграл значительную роль в популяризации армянской поэзии во время страшных испытаний 1915 года, когда армяне были на грани уничтожения из-за преднамеренного и систематического уничтожения (геноцида) армянского населения в Османской империи во время и сразу после Первой мировой войны.
Советская действительность и поэт-анархист
Валерий Брюсов, в конце концов, пришел к разочарованию в советской действительности, ставши свидетелем быстрой деградации культуры под коммунистическим правлением. С 1900-х годов Брюсов негативно относился к Ленину и писал, что Октябрьская революция вызывает разрушение, но не для создания лучшего мира; в ответ Ленин назвал Брюсова поэтом-анархистом. В 1920-1924 годах, когда многие его друзья эмигрировали, Брюсов писал, что он разрывался между наивными надеждами на справедливую революцию, и русской революцией, которая привела к ужасным потерям и разрушениям, но не сдержала обещания о социальной справедливости и свободе. Разворачивающаяся драма тоталитарной диктатуры и суровая реальность коммунизма привела Брюсова к депрессиям и серьезной болезни. Он умер из-за пневмонии в возрасте 50 лет в своей московской квартире и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Стихотворения Валерия Брюсова
1893
1894
1895
1896
1897
1898
1899
1900
1901
1902
1903
1904
1905
1906
1907
1908
1909
1910
1911
1912
1913
1914
1915
1916
1917
1918
1919
1920
1921
1922
1923
1924