Владимир Высоцкий
Высоцкий, Владимир Семёнович (25 января 1938 - 25 июля 1980)
Владимир Высоцкий был актером, чье исполнение Гамлета было оценено как лучшее в мире воплощение в роль Шекспировского героя. Он был автором песен, которые исполнял под аккомпанемент семиструнной гитары. Миллионы людей по всему Советскому Союзу – от рабочих на заводах, до секретарей Коммунистической Партии, в том числе лидер Леонид Брежнев, слушали его песни. Многие искусствоведы называют Владимира Высоцкого «пророком, который не был в почете у властей своей страны» - некоторые его песни были сатирическими, критикующими Советскую жизнь и частично политику.
Ранние годы
Владимир Высоцкий родился в Москве. Отец был полковником армии, мать – переводчица с немецкого языка. Родители развелись вскоре после его рождения. Когда нацистская Германия вторглась в Россию в 1941 году, молодого Владимира и его мать Нину эвакуировали на Урал. Они вернулись в Москву в 1945 году. Это было тяжелое время для Нины, которая должна была работать и много учиться, чтобы получить назад навыки переводчицы. Таким образом, Владимир переехал к семье отца Семена. Он также последовал за своим отцом, и два года жил на военной базе в Эберсвальде в оккупированной Советским Союзом части Германии.
Когда Владимир вернулся, он продолжил жить с матерью в многоквартирном доме в Большом Каретном переулке в центре Москвы. У Высоцкого с ранних лет был интерес к актерскому мастерству. Тем не менее, он решил поступить в Московский инженерно-строительный институт в 1955 году. Но изучение физики и строительных площадок продлилось не долго. Он ушел из института после первого семестра.
На сцене
В 1956 году Владимир присоединился к драмкружку при МХАТе. Он был в восторге от всего, что он учил. В 1959, за год до окончания школы, он стал актером в драматическом театре имени Александра Пушкина в Москве, где играл второстепенные роли.
После окончания художественной школы, он остался в театре. Пару лет спустя, Владимир вступил в Московский Художественный театр. Это было время, когда он начал экспериментировать с написанием песен – сначала это были тексты основаны на авангардном фольклоре России, известном под названием «Блатные песни».
Начало 1960-х годов — время, когда хрущевская оттепель была в полном разгаре. По всей Москве театральные общества начали делать попытки оживления старой классики. Одним из таких обществ был Московский театр драмы и комедии на Таганке в центре Москвы. В 1964 году его новый директор, Юрий Любимов, пригласил Высоцкого, чья исключительная харизма поразила директора. Позже, Любимов стал наставником и другом Высоцкого. Он был тем человеком, который пригласил Высоцкого сыграть роли Гамлета и Дон Жуана.
Гамлет Высоцкого был особенным. Это был персонаж, одетый в современную узкую черную одежду, который развлекал публику своими песнями перед шоу. Идеей Любимова было показать Гамлета как человека с сильной индивидуальностью, способного бросить вызов властям.
Гамлет Любимова был примечателен из-за кинематографического движения во время спектакля – занавес постоянно двигался, создавая динамический поток во время представления. Гамлет Высоцкого был немного буйным и неформальным. Несмотря на несколько бунтарский характер, Гамлета удавалось показывать в течение девяти лет, с 1971 года до смерти Высоцкого в 1980 году. В целом, было 217 представлений.
Примерно в то же время Высоцкий начал сниматься в фильмах, в большинстве ролей он играл решительных людей, готовых пройти через неопределенность жизни с невозмутимым спокойствием: лейтенант Белой гвардии, который боролся с Красной Армией в фильме «Служили два товарища», бригадир сплавщиков в «Хозяин тайги», радист в «Вертикаль». Очень часто в фильмах с его участием можно было услышать песни в исполнении Высоцкого. В целом, он успел сняться в 26 фильмах. Некоторые из них были поставлены еще одним другом и почитателем таланта Высоцкого, Станиславом Говорухиным.
Последняя роль Высоцкого в кино была особенной. Это была пятисерийная криминальная драма «Место встречи изменить нельзя». Это история о том, как Московская полиция ликвидировала одну из самых опасных преступных группировок в 1940 году. Высоцкий играл роль полицейского инспектора Глеба Жеглова. Владимир, по слухам, подошел к братьям Вайнер – авторам книги и сценария фильму, и скал – «Это моя роль. Никто не сыграет Жеглова как я». Он был очень взволнован при работе над фильмом. Когда фильм был показан на советском телевидении, полиция сообщила о снижении уровня преступности в крупных городах по всей России.
Песни о всех и вся
Высоцкий говорил: «Я не принадлежу к тому, что люди называют бардами или как то еще». В целом, он написал более 800 песен обо всем, что можно себе только представить. Во время концерта для Русской эмигрантской общины в Торонто, Канада, он пошутил: «Ну, если вы хотите, чтобы я спел все что написал, вам нужно сделать запас водки, которого было бы достаточно на две недели».
Поэт аккомпанировал себе на русской семиструнной гитаре. Иногда Высоцкий играл на немного расстроенной гитаре, что хорошо слышно в его ранних работах. Он часто расстраивался, когда его друзья пытались ему помочь настроить гитару, он всегда верил, что она была настроена специально для него. У Высоцкого также был уникальный стиль пения. У него была необычная привычка делать акцент на согласных, а не на гласных.
Первым выбором Высоцкого были песни «вне закона» — отражение всей тяготы людей сразу после окончания Второй Мировой войны. Он писал о преступниках, пьяницах, хулиганах и людях, имеющих опыт с ГУЛАГом. Почти все блатные песни были рассказами от первого лица — в стиле, который он использовал и позже. Он легко мог имитировать акцент и речь Московских бандитов того времени.
Со временем, Высоцкий отдалился от этой темы и начал писать более серьезный песни. Любимой темой песен была Вторая Мировая война. Высоцкий не писал песни просто для прославления победы СССР. Он пытался построить повествование как от одного из тех, кто прошел через все события войны.
Когда многие из советских ветеранов войны услышали песни Высоцкого, они были уверены, что они могут быть написаны только человеком, который видел все ужасы войны. Это оказалось уникальной особенностью таланта Высоцкого. Перед написанием песни на определенную тематику, он делал все возможное для ее изучения.
Помимо всего этого, Высоцкий был хорош в написании сказок и историй любви. Еще одной сильной стороной была сатира. Когда американский шахматист Бобби Фишер победил Бориса Спасского и стал чемпионом мира в 1972 году, Высоцкий написал несколько песен с рецептами победы над «американским гением шахмат». В 1979 году он написал пародию на текущие события в мире в форме лекции, которую проводит политически-осведомленный заключенный своим сокамерникам.
На протяжении 1960-х годов Высоцкому так и не удалось получить контракт от звукозаписывающей компании Мелодия. Но с появлением портативных магнитофонов его популярность становилась огромной. Его лирика нравилась миллионам советских людей по всех уголках страны, его песни пели на вечеринках и концертах. К середине 1970-х годов цензоры ослабили контроль над Высоцким — ему было разрешено сделать запись на компании Мелодия.
Борьба на пути жизни
Первой женой Высоцкого была Иза Жукова, но их отношения продлились не более года. Во время съемок одного из фильмов в 1961 году он встретил свою вторую супругу, Людмилу Абрамову. Четыре года спустя они поженились. У них было двое сыновей — Аркадий и Никита. Первый стал журналистом, второй – актером.
Но, любовь его жизни он встретил потом. В 1967 году Высоцкий влюбился в Марину Влади, французскую актрису русского происхождения.
Они поженились в 1969 году. Они совершили поездку по Европе. Но, большую часть времени они были вдали друг от друга. В некоторых песнях Высоцкий изображает свое одиночество. Советские чиновники не приветствовали эти отношения. Напряжение ослабло, когда Марина пожертвовала своими идеалами и, в попытке сохранить отношения, стала членом Французской коммунистической партии. Это также сохранило Высоцкого от судебного преследования со стороны правительства.
Несмотря на успешную актерскую карьеру, Высоцкий продолжал зарабатывать на жизнь, гастролируя по всей стране, пользуясь огромной поддержкой своих друзей.
Однако эти сборища обычно приводили к тяжелым запоям — все были более чем рады выпить с общенациональной знаменитостью. Графики проведения выступлений были очень жесткие, что еще более усугубляло проблемы с алкоголем. Кроме того, вскоре он понял, что необходимо больше, чем алкоголь, чтобы снять напряжение и прибегнул к наркотикам. Многие его песни конца 1970-х годов об алкоголе, безумии и разного рода навязчивых идеях.
Во время одной июльской ночи в 1980 году он перенес инфаркт. Его друзья и врачи сделали все, что могли, чтобы спасти его. Но сердце Владимира Высоцкого не выдержало, он умер 25 июля 1980 года. Единственным официальным заявлением о его смерти была публикация в газете Советская культура, издаваемая министерством культуры. Все другие издания игнорировали его смерть — в 1980 году Олимпийские игры в Москве были в полном разгаре, власти страны не беспокоились о чем-либо еще.
Но, несмотря на это, десятки тысяч москвичей пришли, чтобы попрощаться с любимым поэтом, актером и певцом. Похороны состоялись на Ваганьковском кладбище. Директор кладбища отказался от денег за похороны. Было принято решение похоронить Высоцкого прямо у входа на кладбище. С тех пор, его могила всегда покрыта цветами — доказательство того, что народ все еще любит одного из лучших современных поэтов.
Стихотворения Владимира Высоцкого
1950
1960
1961
1962
1963
1964
1965
1966
1967
1968
1969
1970
1971
1972
1973
1974
1975
1976
1977
1978
1979
1980